Получите бесплатный доступ и помощь
по запуску вашего онлайн бизнеса
Внесите Ваше Имя и E-mail в форму ниже и нажмите «Получить доступ»
Ваши данные никогда не будут переданы 3-м лицам.
Истории успеха

4699

0

«Нет универсальных людей — есть универсальные команды!»

Константин Калачев

О качествах, необходимых современному избирательному технологу, специфике ведения выборных кампаний в России и о том, как пиарщику не наделать ошибок в самом начале карьеры, в интервью корреспонденту газеты «Орловский вестник» рассказал руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. По версии «Общей газеты», с 2009 года он входит в двадцатку лучших политтехнологов России.

«Не надо считать себя социальными демиургами»

Константин Эдуардович, ваш опыт работы с социально-политическими проектами простирается далеко за пределы 2000-х годов.  Известно, что в начале 90-х вы были инициатором создания нашумевшей тогда Партии любителей пива? Что дал вам этот опыт?

— Уточню. В 1993 году я был кандидатом в Госдуму по спискам Партии Российского Единства и Согласия Сергея Шахрая и членом Координационного совета объединения «Предприниматели за новую Россию» Константина Затулина. Так что все было очень системно и серьезно. Партия любителей пива появилась несколько позже, когда по независящим от меня причинам я не попал в Госдуму.

Идея о создании этой общественно-политической структуры пришла ко мне довольно спонтанно, когда  мы с товарищем по учебе и службе в армии за пивом обсуждали наш первый неудачный политический опыт. Он к тому времени баллотировался в Московский городской совет (ныне Мосгордума). Не буду долго рассказывать о том, как создавалась партия, но опыт ее регистрации, участия в выборах Госдумы в 1995 году, ведения полноценной, пусть и очень малобюджетный кампании, в конце концов, опыт лидера федерального партийного списка — это бесценная школа.

Если говорить о неудачах. Какие самые серьезные просчеты вы допускали при участии в тех или иных избирательных кампаниях или их ведении? И какие «вредные» советы можете дать новичкам?

-Самые типичные ошибки всех начинающих кандидатов — это переоценка себя и своей привлекательности, попытки самостоятельного управления своими выборами. Это если говорить о своих двух кампаниях в качестве кандидата. Как политтехнолог поначалу был излишне самонадеян. Верил в чудеса, в то, что собственным талантом можно в ограниченные сроки и с минимальными ресурсами избрать самого непроходного кандидата. Недооценивал социологию вообще и качественные исследования (фокус-группы) в частности. Был уверен, что, как и в рекламе, можно создать спрос и предложение, даже если их нет в данный конкретный момент. А самый «вредный» совет – это почувствовать себя социальным демиургом. Надо понимать, что выигрывают партии и кандидаты. Мы им только помогаем.

«Избирательные кампании убивает вера во всесилие админресурса»

Что поменялось в технологиях и приемах ведения предвыборной борьбы с начала вашей карьеры?

— Наиболее существенный момент – это изменение отношения общества и экспертов к интернет-контенту. Еще десять лет назад лучшей реакцией на наезды в Интернете был игнор. Теперь интернет-технологии занимают действительно важное место в инструментарии политтехнолога. И роль их будет только возрастать. Другое дело, что этим инструментом надо уметь пользоваться. Зачастую мы сталкиваемся просто с модными фишками или фетишем, которые мало соотносятся с реалиями конкретной территории, конкретной кампании.

Вместе с тем, говоря об интернет-технологиях, нужно признать и то, что пока в нашей стране на выборах это лишь вспомогательный инструмент, а не основной.

Какими качествами следует обладать современному избирательному технологу?

— Это, прежде всего, самокритичность, адекватность, здравый смысл, понимание людей, опыт, труд, талант, в конце концов. Важно понимать, что в этой сфере нет универсальных людей — есть универсальные команды.

Почему в предвыборных кампаниях последнего время так редко используются новые эффективные технологии продвижения, например, такие, как вирусный маркетинг?

— Консервативный подход к выборам — это одна из проблем в нашей стране. Вторая проблема — вера во всесилие административного ресурса. Третья — недостаточная квалификация людей, называющих себя политтехнологами.

С какими вопиющими нарушениями вы сталкивались во время избирательных кампаний?

— Об этом я, пожалуй, умолчу. Одно могу сказать: запрос на честные выборы будет расти год от года. Это надо понимать всем.

Что бы вы посоветовали начинающим политикам? Какие порекомендуете тренинги, книги?

— Участие в выборах на любых ролях – лучшая школа для начинающего политика. Пара-тройка психологических тестов для понимания своих внутренних проблем будут не лишней. Взгляд на себя со стороны очень важен. Тренинги — вещь хорошая, но качество их очень разнится. Поэтому лучше исходить из принципа «помоги себе сам». Очень хорошо попробовать себя на радио или телевидении в качестве ведущего, но, если это не реально, хотя бы в качестве эксперта или участника программы. Чтение лекций – тоже отличная практика. Что же касается методических пособий, всем советую прочитать книгу «Политические технологии» Сучкова и Малкина.

«Важнее всего коэффициент трудового участия»

Какие избирательные кампании вы можете записать в свой актив, какие из них запомнились больше всего?

— Памятных кампаний много, но наиболее удачными я считаю не те, что можно назвать масштабными, где побеждали, навалившись всем миром, а те, в которых я могу определить свою роль, свой коэффициент трудового участия. Поэтому скромные выборы городской думы Димитровграда, где в штабе нас было двое приезжих плюс трое или четверо местных, мне вспоминать интереснее, чем участие в так называемых «колхозах». Поэтому мне интересно говорить о выборах мэра Волгограда, где все начиналось даже не с нуля, а с жирного минуса. Выборы мэров Петрозаводска и Орла тоже запомнились — и туда, и сюда я попадал уже в ситуации форс-мажора.

А чем вам конкретно запомнились выборы мэра Орла в 2010 году?

— Тем, что одни пахали, а другие надували щеки…

Константин Эдуардович, понятно, что у вас не так много свободного времени? Чем увлекаетесь помимо работы?

— Все мое свободное время занимает семья. А увлечение у меня самое простое — путешествия. Объехав всю страну, я достаточно поздно взялся за поездки по миру. Из всех направлений мне ближе и интереснее всего Юго-Восточная Азия. Сейчас мечтаю добраться до Латинской Америки.

 Биография

Константин Калачев — политолог, политический консультант, руководитель «Политической экспертной группы», автор «Индекса избираемости глав субъектов РФ».

Родился 18 мая 1964 года в городе Находка.

Учеба, работа и общественно-политическая деятельность:

После окончания исторического факультета Московского государственного педагогического института им. Ленина и службы в армии работал учителем. Позже стал сотрудником Института политических исследований. Участвовал в работе общественного объединения сторонников снижения налогов. В начале 1993 года создал Партию любителей пива. В том же году после избрания мэром Волгограда Евгения Ищенко стал его заместителем. Работал в Липецкой области. Был председателем редакционного совета журнала «Политические технологии». Затем возглавлял отдел в ЦИК партии «Единая Россия».

Андрей НИКОЛАЕВ.

comments powered by HyperComments
Категории
Сбросить фильтр
Закрыли
Турцию и Египет?
Узнай, как путешествовать
сейчас по старому курсу доллара!
Как зарабатывать
в кризис когда
остальные только
теряют?
Научись выгодно инвестировать в
отечественную экономику
на бесплатном мастер-классе