Диагноз современных масс-медиа
Я уже второй раз участвовал в образовательном форуме Московской школы политических исследований (МШПИ). До этого в апреле текущего года был на семинаре в Зеленогорске, но тогда общение было в большей степени сфокусировано на проблемах в области политики. Совсем недавно прошли парламентские выборы и митинги оппозиции. Политическая обстановка в стране стала радикализироваться.
На декабрьском семинаре в Голицыно, пообщавшись с коллегами из разных регионов и экспертами, еще раз задумался о перспективах развития СМИ в России. Мне, как пиарщику, было интересно узнать о тенденциях, характерных для современного медиа-рынка.
Из всех экспертов больше всего заинтересовало выступление шеф-редактора объединенной компании «Рамблер-Афиша» Юрия Сапрыкина по теме «СМИ на грани нервного срыва». Контроль государства над СМИ носит неравномерный характер. На федеральном уровне чиновники, безусловно, оказывают свое влияние при назначении топ-менеджеров ведущих изданий. В условиях часто меняющейся конъюнктуры рынка СМИ работают в русле минимизации политических рисков, и это не всегда устраивает различные аудитории.
Одна из главных проблем, о которых на семинаре говорили разные эксперты, — как изданиям увеличить рекламные поступления. При этом Юрий Сапрыкин акцентировал внимание на росте рекламы в Интернете. Впрочем, сейчас на рынке масс-медиа нет особого оптимизма, поскольку не добавляются новые инвесторы. Например, портал Openspace часто меняет владельцев. И таких примеров много. Все сложнее находить рекламу печатным СМИ. Платный доступ на сайт газет у нас в стране еще не очень распространен, если речь не идет о финансовых или бизнес-изданиях. Одно из решений данной проблемы — насыщение пользовательского контента с целью монетизации и получения прибыли.
Юрий Сапрыкин рассказал о том, что читатели все меньше рассматривают СМИ как единый бренд. Важную роль играют вирусные технологии. Феномен вирусного фактора заключается в том, как люди реагируют на материалы журналистов. Сейчас непросто отследить аудиторию того или иного издания. Согласен с тезисом эксперта о том, что качественно написанные статьи и их авторы в разных СМИ конкурируют друг с другом.
Одна из тенденций на современном медиа-рынке — размывание брендов и персонажей. Юрий Сапрыкин привел пример Максима Галкина, за которого борются федеральные телеканалы. Все знают о том, как хорошо пишет Олег Кашин.
В целях сокращения затрат создаются небольшие мобильные редакции, где люди хорошо чувствуют друг друга и своего читателя. По такому принципу работают некоторые региональные информагентства. Всегда пользуются спросом проекты, формирующие фанатский интерес. Пример портала Sports.ru говорит об успешности данного СМИ, освещающего спортивные события. Но максимально простой способ монетизации лайков, к сожалению, пока еще не придуман. Вырисовывается не самая радужная картина для масс-медиа. Своими опасениями по этому поводу с нами поделилась заместитель генерального директора по развитию цифрового направления и новым медиа ИД «Аргументы и факты» Наталья Лосева. Она рассказала о том, что газеты могут зарабатывать на посреднических платежах за билеты в театры, кино, на выставки и др. Но в небольших населенных пунктах еще не очень развиты электронные платежи. Поэтому у медийщиков справедливо возникает вопрос о том, куда двигаться дальше.
Еще мне понравилось выступление заместителя главного редактора газеты «Вятка» Владимира Кожевникова из Чувашской Республики. Любопытно, что это специализированное издание пишет только о коррупции в регионе. Публикуемые материалы и журналистские расследования подталкивают местные органы власти бороться с этим злом. Также меня впечатлил фильм Наума Клеймана «Дом мастера» о Сергее Эйзенштейне. Во время просмотра подумал о том, как же в современной России не хватает таких ярких и незаурядных личностей, в том числе на руководящих должностях…
Константин БАЗАРОВ.
comments powered by HyperCommentsПо всем вопросам пишите:
pavlentiypro@gmail.com