Получите бесплатный доступ и помощь
по запуску вашего онлайн бизнеса
Внесите Ваше Имя и E-mail в форму ниже и нажмите «Получить доступ»
Ваши данные никогда не будут переданы 3-м лицам.
Истории успеха Личная эффективность

5081

0

Легко ли стать писателем?

Олег Голиков aka Бардо

В этом небольшом интервью известный копирайтер не менее известного форума Searchengines.ru Голиков Олег Игоревич (Бардо) ответил на вопросы, касающиеся ремесла фрилансера-писателя. В своей остроумной манере маэстро поделился некоторыми секретами создания эффективного текстового контента, а также высказал свой взгляд на развитие профессии в целом. Эта занимательная беседа, безусловно, будет интересна, как начинающим копирайтерам, так и всем, кто имеет отношение к текстовой рекламе, включая заказчиков продающих текстов.

Когда я рассказывал друзьям и знакомым, чем занимаюсь — раньше они шарахались от меня, как от прокаженного. Сейчас становятся в очередь за советами. А как ты объясняешь окружению, чем ты занимаешься? И что послужило тем мистическим толчком, благодаря которому ты стал успешным копирайтером?

— Я не люблю слово «копирайтер». Хотя, главный герой книжки «Generation П» Вавилен Татарский в своё время привлёк моё внимание к этой профессии. Но всё-таки считаю себя не копирайтером – писателем…Текстов, романов, рассказов, эссе, забавных историй и вообще всего, что можно прочитать с бумаги или с монитора. А прийти к написанию рекламных текстов подтолкнул элементарный интерес – смогу ли? До этого я уже имел многолетний опыт журналиста и писателя, но это всё было художественным или публицистическим направлением. А тут вдруг открыл для себя новый чудаковатый мир текстов в Интернете, который, впрочем, даже теперь не мешает периодически трудиться на ниве традиционной беллетристики.

Вокруг искусства сложения букв в слова, а слов — в предложения, которые продают, витает очень много мифов. Какие мифы наиболее популярны? И что в них правда, а что — иллюзия?

— Главный миф – это уверенность большинства, что они тоже так могут….Ну это как квадрат Малевича или работы некоторых импрессионистов. Вроде мазня мазнёй, а вот попробуй, повтори. Или стань первым. Так и приличные тексты. Вроде всё как у всех, те же слова и обороты. Но именно в умении складывать привычные слова в неожиданный узор и заключается секрет написания хороших продающих текстов. При этом очень важно поставить себя на место читающего. Иначе это будут тексты для написавшего. А это всё «мимо кассы».

Как кризис повлиял на спрос в нише продающих текстов? Наверняка, тоже можно поздравить с увеличением количества заказов?

— Да я его и не заметил, если честно…. Разве что в 2009 году больше было предложений по написанию рекламных материалов от солидных компаний типа журнала «Максим», туроператора «Натали тур» или «Пиво Клинское». Сейчас этого нет – видимо, гиганты стали снова тратится на обычную рекламу, оставив Интернет в качестве дополнительного козыря.

Какой ты видишь свою миссию, будучи копирайтером?

— Миссионерства в написании рекламных и информационных текстов вообще нет как такового. Обычная рутинная работа, которая изредка приносит удовольствие от необычного заказа. К слову, копирайтеров всё время обвиняют в шаблонности. Но, господа – все вопросы к заказчикам, большинство из которых просто бракует нестандартные яркие тексты. Так что если и есть какая-нибудь миссия, то она заключается в придании обычным сео-текстам или рекламным статьям больше живости и человечности.

Расскажи какие-нибудь забавные истории из общения с заказчиками, какой случай запомнился больше всего?

— Даже не знаю какой выбрать…. Эти заказчики такие потешные (шутка). А если серьёзно, обычно самое интересное происходит с заказчиками — молодыми девушками, которые, как известно, видят мир совершено по-своему. Как правило, это менеджеры среднего звена, которым начальство поручило заказать промо-текст у маститого копирайтера. И приказало денег не жалеть, но подойти со всей ответственностью. В результате имеем отзыв типа «Ну это совсем не то, что я думала» или «Такой формат просто не подходит для нашей акции». Но когда настаиваешь показать всё вышестоящему товарищу, в большинстве случаев через день тон меняется. И после небольших правок милый критик в юбке искренне восхищается слегка поправленным текстом, который недавно разгромила в пух и прах. Но вот если и вышестоящий товарищ тоже в юбке – тогда караул – правки могут быть бесконечны. В этих случаях обычно я сразу сливаюсь и оставляю текст себе на память о «приятном» знакомстве.

Как ты поступаешь в моменты, когда реально кажется, что дыхание музы отхлынуло от твоего разума и все вдохновение ушло в небытие? В то время, как сроки горят и надо закрывать проект?

— Как и положено совковому интеллигенту. Бросаю всё, пью на кухне водку и слушаю Высоцкого, Вертинского и Тома Уэйтса. Муза тут же в испуге бежит обратно. Видимо, боится, что могут «взад» не принять, а за время уже «уплочено». Кстати, если с вечера особо не перебрать и выспаться – на следующее утро у меня повышенная продуктивность, совершено дикое вдохновение. Так что любые сроки будут попячены, а благоухающие свежим хмелем тексты маняще засияют как запотевшие в холодильнике пивные бутылки в июльскую жару, когда вернулся с раскаленного пляжа и так хочется засунуть…..простите — это я увлёкся….

Какие ключевые тренды можно наметить на рынке отечественного копирайтинга 2012-2013?

Основные ниши по написанию текстов от 7 WMZ за 1000 знаков и выше безнадёжно заняты старыми монстрами пера, некоторые из которых держатся чисто на авторитете, кое-кто просто «балуется» дорогими заказами, а иные ещё способны выдавать «на гора» новые вдохновенные перлы. Молодёжь в большинстве случаев берёт количеством и нахрапом. Но этим много не заработаешь – в любом случае нужен интеллектуальный багаж, серьёзные навыки и жизненный опыт.

Что касается технической стороны заказов – ключевых слов стало на порядок меньше, все жаждут читабельности, лаконичность текстов выходит на первое место, простыни от 6000 знаков отошли в прошлое. То есть – всё идёт как надо. Будем жить.

Хочешь ли ты попробовать себя в качестве спич-райтера?

— А я это уже проходил на трёх выборах. Если честно – не понравилось даже тогда, когда писал спичи самому себе (был грех – баллотировался в местные органы самоуправления). После третьего текста начинаешь понимать, что писать про пластиковые окна и унитазы как-то честнее. Вернее, чистоплотнее, хотя и не так выгодно и перспективно.

Какие есть уровни роста копирайтера, в плане профессионализма и удорожания на рынке?

— Думаю, есть психологический порог в 3-4 WMZ за 1000 знаков, который я в своё время достаточно долго преодолевал. Но в плане ценообразования просто стоит понять, что есть дорогие тематики, есть дорогие заказчики, а есть просто Госпожа Удача, когда тебя вдруг выбирают на конкурсной основе и предлагают запредельную цену. Например, пять лет назад я ещё был совсем «зелёный» копирайтер, писал по 3 WMZ за 1000, и вдруг выиграл отборочный конкурс на СЕ, который проводила серьёзная строительная компания. После чего мне предложили писать, ни много ни мало, по 12 WMZ за 1000. Это сразу как-то взбодрило и указало дорогу на небо в алмазах. Так что в начале пути нужно использовать любые возможности для того, чтобы проявить себя.

Хотел бы ты поменять фриланс на постоянную удалённую работу на окладе?

— Постоянно предлагают. Но для меня быть кому-то чем-то обязанным – это как кость в …горле…Я люблю поспать днём, с большой неохотой общаюсь по скайпу и ненавижу быть привязанным к компьютеру. Поэтому не соглашаюсь даже на очень приличную по крымским меркам зарплату с условием постоянно быть на связи, править, редактировать, писать, выслушивать замечания в скайпе и снова править, править, править. А может просто ещё никто не предложил вольному художнику нормальную цену, как знать…..

Мастерство написания продающих текстов — что это? Оно больше опирается на врождённый талант, либо же этим может заняться каждый?

Без таланта написать хороший текст точно не удастся. Это основное правило. Можно стать востребованным копирайтером, писать нормальные читабельные тексты по 5 WMZ за 1000. Но «растревожить» избалованного скептического читателя на бессознательном уровне взрывным рекламным текстом – для этого нужны азарт, кураж и искрометание. Причём нужно постоянно держать нос по ветру – то, что сегодня работает как продающий текст, завтра превратится в жалкое подражательство. И ещё – продающий текст – это текст, который нравится читателю, а не писателю или заказчику. Именно где-то здесь теряется Золотой след настоящей Рекламы, выводящий на вершины писательского мастерства.

Сейчас актуальны нестандартные способы продающих текстов — видеопродажники, тексты в стихах. Какие есть подводные камни и плюсы в новых форматах рекламной коммуникации?

— Такие эксперименты, безусловно, интересны, но они, скорее всего, так и останутся единичными попытками «изобрести новый велосипед». Всё-таки читатели рекламных текстов «воспитаны» на прозе, которая допускает небольшие стихотворные вкрапления, но, тем не менее, работает вне рифмы. Да и талантливых поэтов, способных сотворить интригующий опус о холодильниках или акриловых ваннах, лично я пока что не встречал. Но есть определённые ниши, в которых стихотворная форма может сработать – например, женские сайты или цветочные магазины. Что касается видеопродажников – это достаточно дорого, хлопотно и в большинстве случаев технически не оправдано. Поэтому сегодня это всё больше напоминает неторопливый поиск новых форм, которые, впрочем, давно уже найдены в традиционном искусстве.

Как заказчику не в теме отличить качественный текст от халтуры? Есть ли способы, кроме сравнения числа продаж?

Нормальный текст укладывается на язык как бутерброд с хорошим маслом и свежей икрой. Если есть спотыкания или вдруг невольно поморщился — то это уже уровень ниже среднего. Иногда мои заказчики радуются, что сайты с моими текстами принимают в ДМОЗ на следующий день после подачи заявки, некоторые говорят о какой-то мистической любви Яндекса к моим творениям. Но на самом деле всё просто – либо текст читается весело «с огоньком», либо начинает хромать с первого абзаца. Пробуйте тексты «на вкус», господа… Других критериев оценки лично я бы не рассматривал.

Как писателю продающих текстов нужно повышать своё мастерство, кроме постоянной практики? Какие ещё есть очевидные и не очень способы?

— Об этом я всегда говорю открыто – читать художественную литературу каждый день, желательно нашу русскую классику. Дело в том, что грамотность – это ещё и начитанность, а умение сложить слова в предложения формируется на подсознательном уровне. А когда у тебя там заложен «золотой фонд» мировой литературы, который постоянно обновляется и дополняется – в таких формах выплавляются по-настоящему хорошие тексты, радующие читателя, как минимум, нормальным русским языком. Поэтому желаю вам всем больше приятных текстов любого формата, которые, чтобы там ни говорили скептики, способны изменить нашу жизнь к лучшему. Потому что интересная статья, интригующий пост на форуме или талантливый рекламный сценарий – это всегда новые свежие мысли, которые, увы, в нашей жизни как-то незаметно стали отчаянным дефицитом.

Спасибо за внимание!

comments powered by HyperComments
Категории
Сбросить фильтр
Закрыли
Турцию и Египет?
Узнай, как путешествовать
сейчас по старому курсу доллара!
Как зарабатывать
в кризис когда
остальные только
теряют?
Научись выгодно инвестировать в
отечественную экономику
на бесплатном мастер-классе